Группа 2 Гномики

Содержание материала



 лепка лепка2 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ЛЕПКЕ 
ЛЕПКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
    Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве). Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
   Однако легко сказать - заниматься лепкой! А вот как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребенка?
   Иногда мамы просто покупают пачку пластилина, вручают ребенку, а сами уходят в другую комнату заниматься своими делами. Как правило, подобные эксперименты кончаются весьма плачевно: весь пластилин оказывается смешан в один комок неопределенного грязного цвета, причем комок этот обычно оказывается на полу. А если учесть, что пластилин не слишком хорошо отскребается от паркета и обоев, да еще оставляет жирные пятна… В общем, мамы решают, что пластилин - это чересчур, и малыш еще не дорос до подобных занятий. Как же быть? Во-первых, важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребенком, а в идеале сидеть с ним рядом и тоже лепить.
   Во-вторых, пластилин - далеко не единственный материал, из которого можно лепить, и вы с ребенком можете выбрать именно то, что вам понравится!   Кому-то больше по душе лепить из глины, а кому-то из соленого или из сладкого теста.
   Важные моменты организации игровых занятий с малышом дома:
● Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.
● Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.
● Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.
● Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.
● Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку – просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить.
   Основные приемы лепки
   Итак, занимаясь лепкой, мы формируем умение малыша:
1. Делить пластилин. Например, отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек.
2. Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш. Например, сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке.
3. Размазывать пальчиками или ладонью. Например, нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку: спрятать зверька, сделать берлогу для мишки.
4. Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин.
5. Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Вдавливать различные предметы в пластилин.
6. Скатывать шарики, большие и маленькие. Например, пирожки, конфетки, снежки.
7. Раскатывать колбаску. Например, полоски зебре, тигру, жучку, лестницу, забор.
8. Рисовать на пластилине или соскребать пластилин стеком.
9. Использовать форму для барельефов.
10. Раскрашивание пластилином.
   рисование  рисование2
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РИСОВАНИЮ 
РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
     Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.
Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая «внутренний мир» малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно.
   Конечно, не следует навязывать ребёнку своё видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство «рисованием» с учётом желаний и замыслов ребёнка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.
     Почему родители должны обращать внимание на проявления творческой активности малыша в процессе рисования?
Можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребёнка попадают предметы художественного назначения (карандаши, фломастеры, мелки, авторучки, бумага) и ребёнок начинает интересоваться способами действия с ними. До 1,5 лет ребёнок не испытывает потребности рисовать, поэтому он действует с предметами неосознанно, а как бы пробуя материал. Ребёнка привлекают движение карандаша, мелка, авторучки по листу бумаги и – самое главное – появление следов. Для него – это открытие: вот чистый лист – и вдруг ленточки строк, линии, штрихи.
    Взрослый обязательно должен обеспечить ребёнка подобными материалами, чтобы они привлекали его внимание. Без участия взрослого ребёнок не может овладеть способами использования изобразительных материалов. Заменить приёмы действия с ними ребёнку помогают изобразительная деятельность взрослого (через наблюдение) или самостоятельное открытие. После того, как ребёнок уяснил особенности работы с карандашом, мелком или фломастером, он продолжает покрывать бумагу различными линиями и штрихами, стремясь повторить действие, но ещё не замечая, что у него получается изображение предмета. Взрослый должен обратить внимание ребёнка на характер оставляемых им следов и на разнообразие этих линий.
   Примерно к двум годам ребёнок, то есть его рука приспосабливается к действию с изобразительными материалами, его движения становятся более твёрдыми и уверенными, то есть закладываются основы зрительно- двигательной координации. Характер линий в этот период становится более организованным, в результате получаются непрерывные спирали, мотки, увеличивается в размере и занимающие весь лист штрихи. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий, и всё чаще возникают более чёткие графические изображения.
   Взрослый должен помочь ребёнку увидеть в его каракулях какое-то изображение. С этой целью предлагается рассматривание картинок и иллюстраций. Взрослый может рисовать и лепить на глазах у ребёнка любое. Получившееся изображение желательно соотносить с реальным предметом.
   Благодаря совместным действиям взрослого и ребёнка процесс подражания приобретает более «содержательный» характер. Если взрослый помогает ребёнку в нарисованном узнать знакомый предмет, он эмоционально откликается: улыбается. Смеётся, хлопает в ладоши, показывает рисунок всем членам семьи.
   Цвет – основное выразительное средство.
   Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашом. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав тёмно-синей краской большое пятно, ребёнок говорит: «Туча. Идёт дождик».
    У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. В чём специфика методов обучения ребёнка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек и т. д. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступными понимания ребёнка, как по содержанию, так и по средствам выразительности.
    Возникновению образа в рисунках детей раннего возраста способствуют определённая последовательность творческих заданий, в основе которых овладение изобразительно-выразительными средствами, доступными малышам.
  Задание по двигательному ритму для детей двух лет направлены на передачу явлений действительности контрастом цветных пятен: «светит солнышко», «мой флажок, как огонёк», «яркие фонарики», «зажжём огни на ёлке», «праздничный салют» и т. д. благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее.
  Задание по линейному контуру направлены на передачу форм окружающих предметов: «рыбки плавают в пруду», «травка в поле поднялась», «цветы растут», «шарики летят», «колобок - румяный бок», «мой весёлый, звонкий мяч» и т. д.
  Знакомя ребёнка с предметами и явлениями действительности, взрослый должен способствовать вовлечению в этот процесс как можно большего числа различных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Это поможет малышу лучше запомнить и воспринять окружающее.
  Малыш только начинает рисовать, и взрослому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Для этого следует постепенно знакомить его с различными художественными материалами: красками (гуашь, акварель, цветной бумагой, карандашами, мелками и т. д. Надо учить ребёнка правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками. Сначала дайте ребёнку гуашь, обратите его внимание на разнообразие цветов. Пусть он возьмёт одну краску и на альбомном листе что-нибудь нарисует. Малыш эмоционально реагирует на яркие цвета красок, рисует пятна, линии в разных направлениях.
  Постепенно от простых действий с кистью ребёнок перейдёт к узнаванию того, что получилось: «цветок», «солнышко», «мячик», дорожка» и т. д. Когда малыш рисует, надо пояснять его действия: рисуем красками, карандашами на бумаге. Он узнаёт, как интересно рисовать, поэтому стремиться повторять линии, круги, пятна, штрихи. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие на рисунке изображения. С этой целью он проводит занятия, на которых ребёнок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определённого содержания. Например, на большом листе взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребёнку образы: солнышко, траву, жука, птичку и т. д., эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.
  В начале обучения рисованию основное внимание следует обратить на координацию движения рук. Правильно держать карандаш, кисть в правой руке – уже большой труд для малыша. Поэтому при обучении рисованию важно показать, как надо держать кисть, набирать краску и оставлять на бумаге пятна, мазки. В последствии можно начать осваивать круговые движения – рисовать краской линии, которые вызывают ассоциации с «дорожками», и спросите: «кто пробежал по этой дорожке?». Дождитесь ответа или подскажите: «кошка, собачка, девочка, мальчик и т. д.».
  При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребёнка – сотворчество. Родителям рекомендуется, занимаясь с ребёнком, находить различные формы совместных действий.
  Формы совместных занятий по ИЗО требует от взрослого внимания и подготовки, так как надо не только позаботиться о том, чтобы ребёнку было интересно, но и воспитывать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее. Например, перед тем, как предложить малышу нарисовать краской, следует обратить его внимание на её цвет, на мягкий ворс кисти, затем показать, как взять краску, осторожно сделать 2-3 мазка на листе бумаги. Ребёнок, подражая, сам начнёт рисовать. Помогите узнать в этих неуверенных мазках «первые снежинки», полюбуйтесь вместе с ребёнком «снегопадом». Для создания общей картины можно заранее нарисовать на листе бумаги несколько деревьев или ёлочек удивительной формы, и постепенно вводить ребёнка в образ «снежной зимы»: «наступила зима и всё покрыла белым снегом, и деревья, и ёлочки, и кусты. Нарисуем, как снежок падает на землю, на деревья». Так у ребёнка возникает желание нарисовать в сотворчестве со взрослым не отдельные листочки, снежинки, огоньки, а образы листопада, дождя, метели, огней салюта и т. д.
  В процессе выполнения таких заданий обогащается восприятие окружающего мира: ребёнок учится передавать на бумаге характерные детали – звук весенней капели, цвет осенних листьев, яркие лучи солнца и т. д.
  Овладев способами самостоятельных действий, ребёнок может применять их на других занятиях.
  Маленьких детей особенно увлекает изобразительная деятельность в необычных условиях. Во время прогулки можно нарисовать палочкой на земле или снегу домик и предложить войти в него или поехать на нарисованной машине. Летом с помощью разнообразных форм малыш может печатать на песке рыбок, звёздочек, лошадок и др.
  Для развития ИЗО в раннем детстве необходимы условия:
• Доступные по содержанию творческие задания;
• Использование различных художественно-изобразительных материалов (красок, карандашей, мелков и т. д.);
• Обучение изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать);
• Развитие самостоятельных действий в процессе рисования.
  Несколько заданий по рисованию с детьми для родителей.
1 Разноцветные шарики
  Нарисуйте разноцветные круги или наклейте их, вырезав из цветной бумаги. Предложите ребёнку «привязать» ниточки к шарикам. Если он захочет сам нарисовать и раскрасить шарики, способствуйте проявлению его самостоятельности. Обратите внимание ребёнка на цвета шариков –красный, жёлтый, зелёный, синий.
2 Дождик
  Нарисуйте или способом аппликации наклейте силуэт тучи. Покажите её малышу и скажите: «Пошёл сильный дождик». Пусть он рисует частые штрихи. После ваших слов: «Дождик закончился» - ребёнок оставляет на бумаге редкие штрихи. Чередуйте фразы. В конце скажите: «Дождик кончился – на земле остались лужи» - малыш рисует очертания овальной формы.
3 Покорми птичку
  На листе бумаги наклейте изображение птички. Предложите ребёнку «покормить» её. Пусть он наносит штрихи, точки, изображая зёрнышки. Сопровождайте его действия словами и стихами: «Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышки я дам».
4 Укрась платочек
  Вырежьте из цветной бумаги несколько квадратов – платочков, предложите ребёнку украсить их полосами (слева-направо, сверху-вниз и т. д.) и мазками.      Полюбуйтесь узорами: «Вот какие красивые получились узоры». Для рисования возьмите гуашь или фломастеры (карандашами рисовать на цветном фоне очень сложно).