Образовательные стандарты и требования

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                                                                                                                         

 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 6 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

На уровне общего образования действует:

▪ ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155.

▪ Комментарии к ФГОС дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249)
▪ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
▪ Федеральные государственные образовательные стандарты (https://fgos.ru/)

ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

О требованиях к Образовательной программе дошкольного образования:
     ФГОС ДО устанавливает требования к структуре, содержанию и объему образовательной программы дошкольного образования (далее - ОП ДО). Так, определено, что:
     ОП ДО разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее - ОО) самостоятельно. ОО определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные ОП ДО с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток. ОП ДО должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.

Отличительная особенность ФГОС ДО:
    Ключевая формула дошкольного образования – это детство ради детства.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого, выступает формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Портрет выпускника ОО согласно ФГОС ДО:
     Ребенок - выпускник ОО обладает личностными характеристиками, среди них: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
     Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе в том смысле, как мы ее понимали раньше, а формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству.