Группа 2 Гномики

Содержание материала

 
Консультация для родителей «Самообслуживание у детей младшего дошкольного возраста»

   Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
      К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
    Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы ребёнок научился правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять его в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову родителя.
     В детском саду, если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим. Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.
796305f3e7fd8008b6d25f1821ea915ec971a73d6304cd5e2be7fc97ad46621d
      Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно».        Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у ребёнка желание делать всё самому, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
   Основная деятельность маленьких детей - игра. Старайтесь сами организовать её так, чтобы ребёнок в игре овладевал такими умениями, которые необходимы ему в самообслуживании.
   Для того чтобы ребёнок научился шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого используйте дидактические игры: «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика» и т. д. В детском уголке поместите предметы, использование которых, обязывало бы ребёнка упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.). Повесьте большое зеркало, чтобы ребёнок мог видеть себя.
    При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, учите последовательно и рационально выполнять действия.       Объясните, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывайте, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это поможет быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно переходите от непосредственной помощи к напоминанию, старайтесь делать это ненавязчиво. Например, если ребёнок неправильно надевал колготки, говорите ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая ребёнка навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение.
    Учите самостоятельности и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, посадите за стол любимую игрушку, которая очень хочет научиться правильно держать ложку, просите показать этой игрушке, как надо держать ложку. Постоянно уделяйте внимание воспитанию культурных привычек. Используйте сервировку стола, салфетки. Покажите, как вы аккуратны, обратите внимание ребёнка на бережное отношение к посуде и еде, к хлебу.
    Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Подведя малыша к умывальнику, говорите: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогите ему аккуратно и чисто умыться.
    Обучение ребёнка навыкам умывания происходит постепенно. В первое время показывайте и объясняйте лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два - три месяца у ребёнка сформируются довольно прочные умения, что даст возможность усложнять требования, например, учить завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения этим навыком предъявляйте более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно приучайте правильно пользоваться полотенцем: показывайте, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряйте за то, что ребёнок делает это правильно. По окончании умывания обращайте внимание на его внешний вид, отметьте, что он стал чистый, аккуратный.
    Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечит у вашего ребёнка постепенное формирование навыков самообслуживания.